МАОУ "СОШ № 3"
671702, Республика Бурятия, город Северобайкальск, улица 60 лет ВЛКСМ, 17 +7(30130)2-66-42
  • Учительская

    Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы
    - Почему же люди злые такие? 
    Ведь Юшка ничего плохого им не сделал!
    - А вы подумайте…
    Нам, учителям русского языка и литературы, отведена особая роль в  воспитании духовно-
    нравственных качеств  у школьников.  Ведь именно язык и литература являются 
    образующей основой нашего патриотического мировоззрения и опорой государства.  
    К. Д. Ушинский писал: «В языке своем народ  в продолжение многих тысячелетий и в 
    миллионах индивидуумов  сложил свои мысли и свои чувства. Природа страны и история 
    народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове. Человек исчезал, но слово, им 
    созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка». В 
    бессмертных  произведениях литературы формировался наш современный русский язык, 
    потрясающе красивый, звучный, пластичный, выразительный. От писателей и поэтов 
    допушкинской поры – от Ломоносова, Радищева, Карамзина – через Пушкина, Гоголя, 
    Лермонтова – до Булгакова, И. Шмелёва,  А.Ахматовой, В.П. Астафьева – от литераторов 
    всех направлений и разного мировоззрения пополнялась сокровищница русского языка 
    новыми словами, затейливыми речевыми конструкциями и стилистическими 
    особенностями.   «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине 
    волшебный русский язык, — гордился   К. Г. Паустовский. - С ним  можно творить 
    чудеса!»   И мы просто обязаны   научить школьников гордиться своим языком, научить 
    их чувствовать его красоту и понимать  многочисленные оттенки выразительного 
    русского слова. Ведь с осознания красоты своего языка начинается  и любовь к родине, и 
    чувство ответственности  за  неё. В современных условиях это чувство, называемое 
    патриотизмом, помогает  народу быть стойким и мужественным.  В мире, где попираются 
    традиционные вечные ценности, отрицается добро  и  сама человечность,  нашим 
    подросткам   поможет выстоять только патриотический стержень,  сформированные  в 
    детстве и юности  высокие нравственные качества.
    Уроки русского языка и литературы как раз и являются теми школьными дисциплинами, 
    которые невозможно представить себе без аспекта духовно-нравственного  и 
    патриотического воспитания. Здесь обучающиеся постигают смысл таких нравственных 
    понятий, как честь, долг перед Отечеством,  гуманизм, гражданственность, вечные 
    ценности.  Используя межпредметные связи,  мы говорим на уроках о языке как о 
    средстве общения и о причинах включения русского языка в состав мировых языков; о 
    мудрости  народа, сохранившейся в пословицах и поговорках,  о красоте и богатстве 
    русской  земли, о чести и достоинстве русского человека, запечатленных в малых и 
    больших литературных формах. Надо только правильно подобрать дидактический 
    материал. А его у нас с лихвой! Правда, это все более литература  XIX- XX столетий. 
     На уроках русского языка, изучая средства выразительности и пунктуацию,  не преминем 
    обратить внимание на тему анализируемого текста и на авторскую позицию. Например, 
    текста А. Битова  «Боекомплект». Привожу полностью:
    Последнее время я все думаю об одном: очень мало может вместить в себя один человек. 
    Чтобы по-настоящему, глубоко и вечно. Что дано человеку в боекомплект всего по 
    одному: одна страна,
    один язык,
    один город,
    одно дело,
    один любимый человек.   
    Можно жить повсюду, и изучать языки, и браться за многие и разные дела, и знать 
    много людей… Но всегда, через всю жизнь проходит что-то одно, а остальное — 
    второстепенное. Наверно, бывает, приходит и другое. Но тогда уходит первое. Вместе 
    не бывает.
    Очень редко дается человеку увидеть родину. Почувствовать ее рядом. К ней ведь мы 
    тоже привыкаем и не замечаем. А она всегда рядом, это одна-единственная страна. 
    Почему у зарисовки такое название?  И начинается кропотливая работа с текстом,  
    обращение к словарю, поиск доказательств,  построение высказывания…    Что поймут 
    школьники?  Что настоящее – это что-то одно: одна страна, один любимый человек…     
    Для  кого-то это станет идеалом обязательно.
    Обращение к пословицам  позволит  и пунктуацию повторить, и поговорить о важном, и 
    рассуждение  построить, и устроить конкурс  знатоков «Собери пословицу». Материал 
    неисчерпаемый: о родине, о человеке, о добре, уме, правде.
    Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. 
    От Родины награда — сердцу отрада. 
    Позор перед Родиной хуже смерти. 
    Предать Родину – опозорить мать и отца. 
    Родина — всем матерям мать. 
    Родина – мать, умей за нее постоять. 
    Родина краше солнца, дороже золота. 
    Родина любимая — мать родимая.  
    Кому Дальний Восток, а нам родной. 
    Кто за Родину горой, тот истинный герой. 
    Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся.   
    Кто любит Родину и народ, тот настоящий патриот.
    Написать сочинение-рассуждение по одной из пословиц с опорой на произведения 
    русской литературы – такое задание можно дать как в пятом классе, так и в одиннадцатом.
    Не буду говорить здесь о привитии навыков культуры речи и необходимости соблюдать 
    все языковые нормы. Любовь к родине проявляется и в бережном отношении  к языку -  
    это непреложная истина, и школьники должны знать её как зеницу ока.
    Работая над изложением, подбирая материалы к сочинению, изучая орфографию и 
    грамматику, не забываем обращать внимание  школьников на главное: на тему и 
    основную мысль текстов.  Приведу здесь несколько особенно любимых,  которые я часто 
    использую на уроках русского языка.
     Родина
     Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и 
    держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.
     Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия – меховая 
    щетина бесконечных лесов, ковры лугов, ветреных и цветущих.
     Россия – это бесконечные снега, над которыми поют мёртвые серебряные метели, но 
    на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными вёснами 
    выходят тёмные фиалки, синие подснежники.
     Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые таятся в её глухих 
    недрах.
     Россия есть страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из 
    великой и угасшей наследницы Рима – Византии, второго Рима. И придают России 
    неслыханную красоту, запечатлённую в русском искусстве. (Н.Рерих.)
     
    Родина – это всё. Это ощущение счастья от зрелища огромной нашей земли, её лесов, 
    закатов, морских побережий, наглаженных прибоями, пажитей деревень, смотрящих в 
    заречную даль. Это ощущение счастья от её лёгкого неба, её ветров, её людей, от их труда, 
    от гудков паровозов, мчащихся к великим её городам, к заводам, шахтам, рудникам, 
    создающим неслыханные богатства. Это ощущение гордости прошлым и предчувствие 
    великолепного будущего, которого мы никому не отдадим. (К.Паустовский.)

     Любовь к Отчизне и любовь к людям – это два быстрых потока, которые, сливаясь, 
    образуют могучую реку патриотизма. Не забывай, юный гражданин, что в жизни твоей 
    наступит момент, когда от тебя потребуются мужество, стойкость, готовность к 
    такому напряжению всех физических и духовных сил, когда по одну сторону – радость, 
    удовольствия, блага, а по другую – лишения, самопожертвования, даже смерть во имя 
    жизни и счастья людей. Готовь себя к тому, чтобы в нужный момент подняться на 
    вершину доблести – и победить. (В.Сухомлинский.)

     Чувство Родины – важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство 
    подобно большой реке. Опыт жизни и впечатления от всего увиденного понятие 
    Отечества расширяют до границ всего государства. Но есть у каждой реки свой исток, 
    маленький ключик, от которого всё начинается. И чувство Родины (обратите внимание на 
    корни слов: род – родник – Родина) прорастает, как всё большое, из малого зёрнышка. 
    Этим зёрнышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках по степи, зелёный 
    косогор с берёзами и пешеходной тропинкой. Это могла быть лесная опушка с 
    выступающей в поле грушей, дикий запущенный сад за околицей, овраг с душистыми 
    травами и холодным ключом на дне. Это могли быть копна сена за огородом и телок на 
    привязи возле них. Могли быть те самые четыре сосны над равниной дорогой или 
    городской двор… перечислять можно до бесконечности. Каждый, читающий эти строки, 
    без труда вызовет в памяти что-то подобное. И не так уж сложно объяснить, почему всё 
    это нам дорого.  (В.Песков.)

     Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или 
    иметь другую историю, кроме истории наших предков…
     Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной – 
    есть постыдное равнодушие. Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, 
    поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу.
     Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости.
     (А.Пушкин) 
    Я себя не мыслю без России!
    Я себя не мыслю без России,
    Без её берёз и тополей,
    Без её невыплаканной сини,
    Без её заснеженных полей.
    Без её работника и бога —
    Человека с опытом Левши,
    Без её Есенина и Блока,
    Без её пророческой души.
    Я себя не мыслю без России,
    Без родной земли, где все моё,
    Где легла мне на сердце впервые
    Песня колыбельная её.
    Без её легенд и сказок вещих,
    Горных ветров, горьких как полынь.
    Без её преображенных женщин
    Из безвестных Золушек в богинь.
    Без её железных комиссаров,
    Падающих с песней на устах,
    Без её космических Икаров
    На своих немыслимых постах.
    Без её неизмеримой силы,
    Без её распахнутых морей…
    Я себя не мыслю без России,
    Без её любви и без моей!
                                             (М. Лисянский)

     Совесть и честь
     Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из 
    глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не 
    бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко). Но 
    представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят 
    колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас 
    исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но 
    «честь мундира» остается тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с 
    которого сняты ордена, и внутри которого уже не бьется совестливое сердце.
     Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в 
    нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.   (Д.Лихачёв.) 

     Добро
     В чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А 
    добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз 
    жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи 
    сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. 
    Многое начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.
     Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. 
    Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю 
    свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя 
    останавливаться и надо любить в человеке человека…
     Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, 
    расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.
     Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же 
    и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся 
    все выше, а человек, их центр, мудрее.                   (Д.Лихачёв.) 

     Интеллигентность
     Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она 
    проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно 
    за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не 
    мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже 
    мусор, и еще какой!).
     Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое 
    отношение к миру и к людям.
     Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как 
    тренируют и физические. А. тренировка возможна и необходима в любых условиях.
     Что тренировка физических сил способствует долголетию – это понятно. Гораздо меньше 
    понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.                                                                                                         
    (Д.Лихачёв.) 

    Книга
    Книга – это духовное завещание одного поколения другому; совет умирающего старца 
    юноше, начинающему жить; приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, 
    часовому, заступающему на его место. Вся жизнь человечества последовательно оседала в 
    книге: племена, люди, государства; в неё кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и 
    все страсти, потрясавшие сердца; в неё записана та огромная исповедь бурной жизни 
    человечества, та огромная автобиография, которая называется всемирной историей. Но в 
    книге не одно прошедшее – она составляет документ, по которому мы вводимся во владение 
    настоящего, во владение всей суммы истин и усилий, найденных страданиями, облитых 
    иногда кровавым потом; она – программа будущего. 
    Итак, будем уважать книгу.                                                                            ( А.Герцен.)

    Есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие 
    передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. 
    Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Читайте же больше и читайте с 
    величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль 
    приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. 
    Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для 
    культуры человечества окажется существенным и для вас?
     Классическое произведение – то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не 
    потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. 
    Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную 
    книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый 
    большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает,– свое время.
                                                                                                                                (Д.Лихачёв.) 
     О чтении
    Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружён множеством 
    умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги.
     Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам со страниц любимых книг. 
    Что скрыто в них?
     Читайте не торопясь, чтобы не потерять ни одной капли драгоценного содержания 
    книг. Человек, глотающий книги, похож на путешественника, знакомящегося со страной из 
    окна вагона. Заставляйте себя читать медленно, запоминая, обдумывая, представляя 
    самого себя в гуще тех событий и той обстановки, какими наполнена книга. Только тогда 
    перед вами до конца откроется созданный писателем большой и прекрасный мир. 
                                                                                                                     (К. Паустовский.)

     Хорошие манеры
     Будьте правдивы. Стремящийся обмануть других прежде всего обманывается сам. Он 
    наивно думает, что ему поверили, а окружающие на самом деле были просто вежливы. Но 
    ложь всегда выдает себя, ложь всегда «чувствуется», и вы не только становитесь противны, 
    хуже – вы смешны.
     Не будьте смешны! Правдивость же красива, даже если вы признаетесь, что обманули 
    перед тем по какому-либо случаю, и объясните, почему это сделали. Этим вы исправите 
    положение. Вас будут уважать, и вы покажете свой ум.
     Простота и «тишина» в человеке, правдивость, отсутствие претензий в одежде и 
    поведении – вот самая привлекательная «форма» в человеке, которая становится и его самым 
    элегантным «содержанием».                                                             (Д.Лихачёв.) 

    О воспитании
     Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям.
     Во-первых, они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, 
    мягки, вежливы, уступчивы…
     Во-вторых, они сострадательны… Они болеют душой и от того, чего не увидишь 
    простым глазом…
     В-третьих, они уважают чужую собственность…
     В-четвёртых, они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. 
    Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, 
    держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза… Они не болтливы и не 
    лезут с откровенностями, когда их не спрашивают…Из уважения к чужим ушам, они чаще 
    молчат.                                                                                       (А.Чехов.)


     О здоровье
    Мы заботимся о своем здоровье и здоровье других, следим за правильным питанием, за тем, 
    чтобы воздух и вода оставались чистыми, незагрязненными. Загрязнение среды делает 
    человека больным, угрожает его жизни, грозит гибелью всему человечеству. Всем известны 
    те гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными 
    странами, учеными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, 
    водоемы, моря, реки, леса, чтобы сохранить животный мир нашей планеты, спасти 
    становища перелетных птиц, лежбища морских животных. Человечество тратит миллиарды 
    и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранять также 
    ту окружающую нас природу, которая дает человеку возможность эстетического и 
    нравственного отдыха. Целительная сила окружающей природы хорошо известна.                                                                                                             
    (Д.Лихачёв.) 

    Отношение к природе
     Всё, что окружает нас,- от земной травинки, малой, беззащитной птахи, таёжного 
    зверька, хлебного поля, неба, дающего нам возможность дышать, солнца, согревающего 
    нас,- всё-всё есть часть нашей жизни, то есть и нас самих, потому что человек – дитя 
    природы  и, как дитя родное, должен относиться к своей матери Земле, ибо мы её сердце 
    живое и она в нашем сердце жива и вечна, без неё нам не прожить.
     Земля уже нуждается в нашей помощи. Нам, людям, уже пора не только рубить, а и 
    садить, нам уже не надо хвастаться тем, что мы – покорители природы, нам пора 
    называться хозяевами своей земли.                                                           (В.Астафьев.)

    О человеческой жадности
     Я давно заметил одно печальное обстоятельство: нынешнее оскудение природы отнюдь 
    не повысило в людях ответственности за доверенный им мир, не сделало их добрее, 
    бережнее к меньшим братьям и к зелёной жизни. Никого не смущает, что ромашки попали в 
    число подлежащих охране, то есть исчезающих растений. Это наша-то русская ромашка, ещё 
    недавно крывшая бело-золотым ковром поляны и луга! Но, попав на природу, люди по-
    прежнему спокойно собирают их в букеты, плетут ромашковые венки, а по весне обрывают 
    ландыши и ночные фиалки, а ведь с ними дело обстоит ещё хуже, нежели с ромашками. И 
    хоть бы кто задумался: а что останется нашим детям, не говоря уже о внуках? Поля без 
    ромашек, поля без благоуханных ландышей – пустой, лишённый всякой красоты и аромата, 
    голый мир. Нет, похоже, все озабочены одним: побольше бы урвать сегодня, пока ещё цветут 
    какие-то цветочки, что-то летает в небе, что-то плавает в воде. Слепая браконьерья жадность 
    владеет душами.                                             (Ю.Нагибин.)

     Язык и речь
     Каждый язык – это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа 
    народа, его радость, боль, память, сокровище. Он должен вызвать у каждого из нас 
    горячую любовь, признательность, трепетное отношение. Язык каждого, пусть даже 
    самого малочисленного народа,– это целый мир, полный прелести и волшебства… 
                                                                                                                                   ( К. Кулиев.) 

     Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья 
    родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим 
    многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надёжная 
    рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности.                                                                                
    (Академик В.В.Виноградов.)

     Русский язык принёс нам из далёких времён редкий подарок – «Слово о полку Игореве», его 
    степную ширь и горечь, трепет синих зарниц. Звоны мечей.
     Этот язык украшал сказками и песнями тяжёлую долю простого русского человека. Он 
    был гневным и праздничным, ласковым и разящим. Он гремел непоколебимым гневом в речах 
    и книгах наших вольнодумцев, томительно звучал в стихах Пушкина, гудел, «как колокол на 
    башне вечевой», у Лермонтова, рисовал громадные полотна русской жизни у Толстого, 
    Герцена, Тургенева, Достоевского, Чехова, был громоподобен в устах Маяковского, прост и 
    строг в раздумьях Горького, колдовскими напевами звенел в строфах Блока. 
     Нужны, конечно, целые книги, чтобы рассказывать  о всём великолепии, красоте, 
    неслыханной щедрости нашего действительно волшебного языка. 
                                                                                                                             (К.Паустовский.)

     И сколько ещё таких жемчужин можно найти в нашей публицистике и художественной 
    литературе!  Именно к литературе как средоточию духовности обращаемся мы в поисках 
    духовно-нравственных ориентиров. В школьных учебниках литературы что ни произведение 
    - то повод  для размышления о человеке, о Родине, о добре. Самое главное – не забывать 
    делать акценты на важном и вечном. Самое главное – сделать чтение увлекательным 
    занятием, обогащающим каждого ученика, подталкивающим  к размышлению о себе и о 
    мире вокруг себя.  
    Воспитание в подростках добрых чувств – кропотливая, долгая работа. И когда во время 
    звучания  гимна страны ученики  вдруг выпрямят спины и поднимут головы, знайте: ваш 
    труд не прошел даром. 

    Мурхусаева Г.М., 
    учитель русского языка и литературы

    Патриотическое воспитание

    Инструменты развития личности гражданина и патриота в   условиях школы. 

    Инструменты развития личности гражданина и патриота в  
    условиях школы.
    В настоящее время ситуация в России отличается небывало высокой степенью 
    сложности, противоречивости, нестабильности отношений между всеми социальными 
    явлениями и процессами.
    Очень важными сегодня являются возрождение в российском обществе чувства 
    истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, 
    формирование в молодом человеке граждански активных, социально значимых 
    качеств.
    В системе патриотического воспитания важная роль отводится образовательным 
    учреждениям всех видов и типов. Важно воспитать патриота с малых лет и в зрелом 
    возрасте, в семье, в детском саду, в школе на производстве. И воспитывать не словом, 
    а делом. 
    С 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта 
    «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках 
    национального проекта «Образование».
    Тема воспитания была обозначена Президентом РФ Владимиром 
    Владимировичем Путиным в Указе «О национальных целях развития Российской 
    Федерации на период до 2030 года». 31 июля 2020 года был принят Федеральный 
    закон №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в 
    Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». В рамках данных 
    инициатив с 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального 
    проекта «Патриотическое воспитание» в рамках национального проекта 
    «Образование». 
    Федеральный проект «Патриотическое воспитание» направлен на обеспечение 
    функционирования системы патриотического воспитания граждан российской 
    федерации. В рамках проекта ведется деятельность по развитию воспитательной 
    работы в образовательных организациях общего и профессионального образования, 
    проведению мероприятий патриотической направленности.
    Как отметил заместитель министра просвещения Денис Грибов, «не только на 
    уроках, но и в онлайн-сфере школьникам будут прививать те правильные базовые 
    ценности, которые нужны, – семья, дружба, взаимовыручка, в том числе на примерах 
    тех героических образов, которые сегодня есть вокруг нас». 
    Проект, основная цель которого – воспитание гармонично развитой и социально 
    ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов 
    Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций путем 
    вовлечения к 2024 году 24% граждан Российской Федерации в систему 
    патриотического воспитания, станет ресурсной базой для дальнейшей реализации 
    поправок в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», 
    направленных на организацию и осуществление воспитательной работы. 

    В современной системе патриотического воспитания выделены 10 граней 
    патриотизма, которые позволяют формировать и проявлять патриотическую культуру: 
    педагогика, культура, медиа, служение Отечеству, спорт, наука, семья, история, 
    экология, добровольчество. Грани патриотизма созвучны национальным проектам 
    «Образование», «Культура», «Наука и университеты», «Экология», «Демография» и 
    федеральным проектам «Спорт - норма жизни», «Социальная активность», что 
    свидетельствует о высокой актуальности выбранных областей в жизни каждого 
    россиянина. Каждая из граней по-своему преломляет патриотизм и содержит 
    инструменты для развития личности гражданина и патриота на любом жизненном 
    этапе.
    Инструменты патриотического воспитания - совокупность приемов, форм, 
    методов и средств, применяемых субъектами патриотического воспитания в 
    отношении объектов патриотического воспитания для достижения целей 
    патриотического воспитания.
    Из всех граней нас в бОльшей мере интересует ПЕДАГОГИКА. Педагогика как 
    наука о воспитании и обучении человека служит мощным инструментом 
    формирования патриотизма. Очень много мероприятий как внутри школы, так и на 
    муниципальном уровне, проводятся в рамках патриотического воспитания 
    (повсеместно созданы отряды Юнармии, проведен турнир «Ворошиловский стрелок», 
    Игра «Победа» и так далее), в школах в 10х классах проводятся учебные сборы. 
    Патриотические ценности максимально естественно встраиваются в систему 
    дошкольного воспитания,  в систему преподавания по каждому предмету в школе, 
    ссузе или вузе, будь то история, литература, география, предметы естественно-
    научного, экономического или технического цикла. Также легко патриотический 
    компонент интегрируется в кружковую или досуговую деятельность. На каждом 
    занятии педагог может делиться с учащимися знаниями о природных богатствах 
    России, знакомить с шедеврами культуры, показывать достижения страны в 
    различных областях, вклад в развитие мировой науки и техники, родной земли и ее 
    народа. Важную роль в становлении патриотического сознания играет школьный курс 
    отечественной истории, побуждающий человека воспринимать историю страны как «с 
    в о ю », то есть идентифицировать себя как наследника и продолжателя определенной 
    традиции. Кроме того, педагог может воспитывать патриотизм своим примером, 
    своим патриотическим поведением и отношением к Родине.
    Уже сегодня в школах по всей стране утро понедельника начинается с поднятия 
    флага и исполнения гимна РФ, в рамках внеурочной деятельности проводятся 
    «Разговоры о важном». С 1 сентября 2023 года  нас ждут нововведения такие как
    -  в российских школах будут проводить профориентационные занятия «Моя 
    Россия — новые горизонты». Минпросвещения разработало единую модель, в рамках 
    которой каждый четверг школьникам 6-11 классов будут рассказывать о 
    востребованных профессиях на рынке труда.
    - новые учебники по всеобщей истории и истории России для 10-х и 11-х 
    классов.
    - курс по начальной военной подготовке для 10-11 классов.

    Министерство культуры Россиизаявило, что готово оказать содействие 
    впроведении дляшкольников недели документального кино, посвященном героям 
    СВО. Всвою очередь,Министерство просвещения РФвыразило согласие рассмотреть 
    возможность сотрудничества и оказания всесторонней поддержки врамках такого 
    проекта.

    С 1 сентября 2024 года в российских школах появиться новый предмет «Основы 
    безопасности и защита Родины», вВ 2024 году будет готов новыйучебник истории с 
    разделом про специальную военную операцию. Он предназначен для учащихся 5–9-х 
    классов.
    При этом, педагогика может быть и областью проявления патриотизма. Выбирая 
    педагогическое поприще, человек выбирает служение обществу, труд во имя 
    завтрашнего дня. Его задача - зародить в детях интерес к познанию, который будет 
    сопровождать их всю жизнь и сам станет свидетельством стремления  к саморазвитию 
    ради лучшего будущего.


    Для россиян патриотизм и ответственность за судьбу Родины священны. Об 
    этом заявилВладимир Путинна церемонии вручения медалей Героя Труда и 
    Государственных премий России в Кремле 12 июня 2023 года и с этими словами 
    невозможно не согласиться.


    Юлия Владимировна расскажет о патриотическом воспитании дошкольников
    Евгений Сергеевич, представит опыт создания школьного музея на базе школы 
    №3
    Елена Владимировна  познакомит с патриотическим воспитанием младших 
    школьников
    Ольга Борисовна  представит опыт работы классного руководителя по 
    патриотическому воспитанию
    Оксана Юрьевна познакомит с современными формами патриотического 
    воспитания
    Ольга Петровна  расскажет о патриотическом воспитании при  реализации ФОП
    Вероника Бимбаевна расскажет как создать позитивный отечественный контент  
    для формирования привлекательного образа Родины – России.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie